Menu

Что такое музыка? Сложно ли понять классику (и надо ли понимать)? Можно ли без музыки жить (спойлер — нет)? На философские и довольно обывательские вопросы отвечают настоящие музыканты, на которых я периодически хожу смотреть в Свердловскую филармонию, чего и вам советую.

Юные (и прекрасные, кстати) солисты нашего Молодежного симфонического оркестра рассказывают о том, как они пришли к этой работе, что это за профессия такая — изящно играть на инструменте в красивом наряде, как понять музыку и самое главное — что они слушают в обычной жизни.

Владимир, скрипка: «Классическая музыка — это не всегда серьезное, глубокое, философское явление»

Я играю на скрипке. Вообще, мама хотела отдать меня учиться на фортепиано. Когда мне было 6 лет, мама взяла меня с собой на работу, в то время она преподавала в музыкальной школе, там меня подозвала к себе женщина, которая оказалась учителем скрипки и провела экскурсию в своем кабинете. Там было много всего, что связанно со скрипкой: фотографии скрипачей, маленькие скрипочки, смычки, в общем она завербовала меня. А в этом году я заканчиваю уже второе высшее образование как симфонический дирижер.

На самом деле, я сейчас думаю, что самый важный случай, который повлиял на мою жизнь, связанный с музыкой, — это тот момент, когда я лет в 16 первый раз увидел запись девятой симфонии Бетховена, дирижировал Леонард Бернстайн, и вот, как я помню, он произвел на меня такое колоссальное впечатление, что я себе сказал: в один момент я обязательно стану дирижером!

Будни музыканта симфонического оркестра проходят по-разному. Бывает очень интересно, бывает, что приходится много заниматься, репетировать, и ты чувствуешь усталость... Но в целом я стараюсь получать удовольствие от того, что я делаю.

Для меня главное в музыке — это то, что ты постоянно соединяешь мыслительную деятельность и чувства.

Сейчас музыка – это огромная часть моей жизни. Так получается, что я в музыке почти все время. Это и репетиции оркестра, концерты, гастроли, еще сейчас очень много дирижирую. Так что на отдых времени почти нет, хотя я понимаю, что и от музыки иногда нужно отдыхать.

Не всегда даже профессионалы могут себе объяснить музыку. В первую очередь музыку нужно чувствовать. А уже затем пытаться объяснять. Очень важно как для исполнителей, так и для слушателей знать исторический контекст, к какой эпохе и времени относится данное сочинение, данный композитор. Поможет и представление, хотя бы в общих чертах, о жизни композитора, о его стиле. Все это, конечно, может утомлять, но для того, чтобы лучше попытаться понять музыку, это очень важно.

Начинать знакомство с классической музыкой, я считаю, нужно с простых примеров. Классическая музыка — это не всегда серьезное, глубокое, философское явление. Очень часто мы встречаем гениальные примеры, простые и понятные. Как правило, для знакомства с классической музыкой лучше всего подходят примеры романтической музыки. Скажем, Мендельсон или Григ.

Одного любимого произведения у меня нет. В разное время по-разному. На этот вопрос очень сложно ответить. Однажды я услышал, как на него ответил выдающийся дирижер Юрий Темирканов, мне понравился его ответ, он очень краткий, но точный: мое любимое произведение — то, над которым я работаю в данный момент. В данный момент мой любимый композитор — это Йозеф Гайдн.

Помимо классической музыки, я люблю слушать что-то из электронной — что-нибудь трансовое или танцевальное. Всем рекомендую познакомиться с такими артистами, как Above and Beyond, Paul van Dyk, Armin van Buuren. Это большие мастера своего дела, их музыка доставляет мне большое удовольствие.

Александра, скрипка: «Я с музыкой 24 часа неразлучна»

Музыкой пропитана вся моя осознанная жизнь. Каждый день я нахожусь с музыкантами, с людьми, которые любят музыку и живут ею. И я благодарна судьбе, что могу быть причастна к этому искусству, что могу делиться ею. В музыке я могу поделиться своими эмоциями, переживаниями, мыслями. Музыка – это язык, который поймет каждый.

Я играю на скрипке. Насколько я помню по рассказам родных, мне просто понравился этот инструмент, так все и началось.

Так как я еще являюсь студенткой и работаю в симфоническом коллективе, у меня будни очень насыщенные. Например, утром репетиция оркестра, затем я иду на пары или специальные предметы, плюс самоподготовка по специальности и оркестровым партиям. Бывает на работе две репетиции в день, бывает одна. Зависит от сложности программы и времени для подготовки. Так что я с музыкой 24 часа неразлучна.

На самом деле я часто задумываюсь о том, что было бы, если бы я выбрала другой путь. Классе в шестом я хотела уйти из музыки, не хотела продолжать занятия, мне все надоело. Но спасибо моей маме, которая смогла настоять на том, чтобы я продолжила обучение. Я считаю, что музыка – это лучшее, что со мной произошло. И какие бы трудности не были на моем пути, в любом случае музыка влияет на меня только положительно по сей день.

Чтобы обыватель понял классику, для начала я бы пригласила его на наши специальные концерты в Свердловскую филармонию, где ведущая вместе с оркестром ведет как бы «диалог» со слушателем. А так, музыку не надо объяснять, ее надо услышать и прочувствовать. Я думаю, что каждый человек может найти в этом океане звуков что-то для себя. Просто надо сходить на живой концерт, ну или хотя бы открыть записи в VK.

Я считаю, что главное в музыке — это получать удовольствие. И когда слушаешь, и когда исполняешь.

Любимого классического произведения у меня нет, но есть те, которые я бы выделила, которые когда-либо меня задели: Малер — Симфония №5 2 часть, Рахманинов — «Остров мертвых» и Музыкальный момент №1 и другие.

Так как музыка постоянно витает вокруг меня, то я предпочитаю тишину или что-то НЕ классическое. Любимых современных песен у меня нет, и артистов тоже. Альбом Lady Gaga & Tony Bennett хорош.

Алина, альт: «Я бы посоветовала послушать Чайковского»

Я считаю, что моя история довольно милая. Мне было 6 лет, это был мой последний год в садике. Как-то нас собрали в небольшом актовом зале на концерт, пришла взрослая тетенька со своей дочкой, показать, что же такое скрипка и с чем ее едят. Что было на концерте, не помню, но отчетливо остался в сознании момент, когда на вопрос «Кто хочет играть на скрипке», я первой, с криками «Яяяя» понеслась к своей будущей учительнице. Так я начала свое обучение сначала на скрипке, а через 8 лет на альте. Со временем я поняла, что к альту душа моя действительно лежит больше.

Музыка значит для меня все. Абсолютно. Не представляю себе жизнь без нее. Я имею в виду понятие «музыка» как все звуки, которые нас окружают. Мы ведь даже не замечаем их, но они создают нашу жизнь, влияют на наше настроение и действия.

Первый запомнившийся случай, я думаю, был, когда после первого курса мы с консерваторским оркестром поехали в Берлин на фестиваль Young Euro Classic. Чем не крутой поворот моей жизни! Это больше яркое впечатление, и мне нравится, что, работая артистом оркестра, я имею возможность побывать в других странах, помузицировать с именитыми дирижерами и первоклассными музыкантами!

Классика – это образец вообще всего, любой предмет, искусство, спорт имеет свою классику, свой образец. В музыке также это понятие может иметь много смыслов. Классика как эпоха классицизма, классика как музыка, выдержавшая испытание временем, классика как академическая музыка. В это лучше углубляться самому, потому что это очень обширная тема и двумя словами, боюсь, тут не обойтись.

Я бы посоветовала послушать Чайковского, потому что я его люблю. У него музыки много, на первое время хватит. Да и вообще романтиков приятно слушать, музыка у них чувственная. Мое любимое произведение, написанное Чайковским, — увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Там в конце есть неожиданный удар литавр, сколько бы раз ни слушала, каждый раз мурашки. У него же Шестая симфония очень нравится.

Я слушаю музыку по настроению, сейчас вот такая подборка.

Люба, скрипка: «Главное — быть верной и честной с музыкой. Музыке нужно служить»

У меня мама музыкант, и компания друзей соответственно музыкальная. И вот когда они собирались вечерами, конечно, не обходилось без песен под фортепиано и любые другие инструменты — кто с чем пришел. Я помню тот вечер, когда один из маминых друзей захотел мне вместо сказки на ночь сыграть колыбельную на скрипочке, но так как были очень поздно (это я спустя годы только поняла) он не использовал для этого смычок, а взял скрипку как гитару. На утро я, конечно, умоляла маму отдать меня на этот музыкальный инструмент! И каково было мое удивление, когда у скрипки я увидела еще и смычок?! Отступать было некуда. Кстати, первым моим учителем стал как раз тот самый мамин друг.

Думаю, что музыка – это моя жизнь, я уже не представляю себя без нее. Это вдохновение, это определенно искусство, это адреналин. Скорее, не музыка повлияла на мою жизнь, а временное ее отсутствие. В 10 классе я перешла в математический класс вслед за своими друзьями, и как раз к тому времени закончила обучение в музыкальной школе. Так вот эти пару месяцев я не понимала, что я тут вообще делаю и думала, как мне не хватает скрипки. Я бросила школу и поступила в музыкальное училище. Тогда я точно поняла, что сделала правильный выбор.

Сейчас я работаю в симфоническом оркестре, и я очень довольная своим распорядком дня: у нас 3-4х часовые репетиции каждый день, плюс концерты примерно раз в неделю. Конечно, еще обязательны индивидуальные занятия, чтобы всегда быть в форме, и посмотреть партии новых, незнакомых произведений. Минусы тоже есть! У нас один выходной на рабочей неделе. Это особенно расстраивает, когда семья и друзья на выходных отправляются в какие-то мини-путешествия.

Честно говоря, я понятия не имею как вообще можно объяснить музыку. Мне кажется, это так по-дилетантски... Музыку надо чувствовать! Конечно, надо найти хороших исполнителей, а лучше прийти в зал за живым звуком, и, думаю, в одиночестве. Как-то настроиться внутренне, закрыть глаза, попробовать прочувствовать.

Главное — быть верной и честной с музыкой. Музыке нужно служить.

Думаю, начинать лучше с популярной классики, что хоть немного, но на слуху. Возможно, это Григ — «Пер Гюнт» или Чайковский — «Щелкунчик». Я как раз обожаю Чайковского, его симфонии трогают меня до глубины души, они такие близкие, и понятные русскому человеку... а его скрипичный концерт влюбил меня с первого взгляда. Это любовь. Ну и Бетховен, безусловно, но к нему я не сразу пришла.

В машине у меня всегда играет какое-нибудь радио, по возможности там какой-то легкий джаз или блюз, не слишком сладкая и пошлая попса, но в 90% случаев я не знаю, кто эти исполнители. Иногда я слушаю классику, но это в основном то, что нужно по работе. И крайне редко я могу захотеть послушать что-то определенное. Больше музыку я не слушаю... вот такая профдеформация.